Подростковый кризис – приговор или шанс

Жалобы на поведение детей, находящихся в подростковом возрасте являются очень частой причиной обращения за психологической помощью.

Родители обеспокоены неуправляемостью подростков, «странностями» в поведении, плохой успеваемостью, причудливыми или опасными увлечениями.  В поведении появляется агрессивность, лживость, различные формы протеста против контроля со стороны взрослых, придирчивость, обидчивость,  конфликтность. В других случаях подростки становятся апатичными, замкнутыми, слишком погружены в свои внутренние переживания. Все это вызывает у родителей ощущение беспомощности и отчаяния, а как следствие – эмоциональные срывы.

 Безусловно, очень трудно сохранять спокойствие и последовательность в поведении, когда «ангелочки», которым отдано столько усилий и которыми еще недавно было так легко управлять перестают быть понятными и послушными.  Возникает эмоциональное напряжение, которое часто становится причиной отгороженности и частых конфликтов.  Что же может помочь сохранить гармонию во взаимоотношениях?

В первую очередь это понимание закономерности в изменении поведения детей. Подростковый период развития соответствует возрасту  от 11 до 17 лет. В этот период на всех уровнях происходит глобальная перестройка и организма,  и психики ребенка, направленная на то, чтобы подготовить индивида к самостоятельной жизни. Она сопровождается:

  • ростом и существенными изменениями внешности подростка;
  • усилением восприимчивости, а следовательно чувствительности. Эти изменения являются следствием направленности нервной системы на более точное сканирование и изучение той среды, к которой организму предстоит приспособиться.
  • гормональной перестройкой и большей выраженностью эмоциональных реакций. Как мощный и активно работающий электрический прибор создает вокруг себя электрическое поле, так и активность нейрохимических процессов, возникающая при созревании эндокринной системы, создает повышенное поле эмоциональности. Растущему подростку непривычна такая буря эмоций и у него не сразу формируются нужные и гармоничные способы регуляции своих чувств.
  • формированием самооценки как инструмента дальнейшей регуляции поведения. Подросток знакомится с собой через погружение в мир своих чувств, мыслей и переживаний, активно сравнивая себя с другими. Поэтому ему часто трудно оторваться от этого процесса самоизучения и прислушаться к интересам и чувствам близких. При этом наиболее знакомыми и доступными для сравнения  «другими» становятся родители, отсюда придирчивость и критицизм.
  • развитием представлений о своей социальной роли, наработкой стратегий самовыражения, проявления своих черт характера вовне, умения выстраивать свое поведение  как личности среди других личностей и вступать во взаимоотношения в качестве самостоятельной индивидуальности. Чтобы этот важный этап прошел успешно, растущей личности жизненно необходима эмоциональная и моральная сепарация от родителей. Тут очень важно, чтобы подросток не только смог «заявить о себе» и встретить со стороны близких принятие своего стремления к самостоятельности, но и чтобы он смог увидеть отчетливые и непротиворечивые проявления личностных качеств в окружающих его людях, прежде всего – в родителях.

Знание и понимание этих механизмов может помочь родителям увидеть поведение ребенка-подростка как проявление его глубинных потребностей и мягко подсказать, посоветовать ему путь их удовлетворения

Подростковый возраст детей – это еще и причина внутриличностного кризиса для родителей. Перед родителями подростка стоит задача отпустить контроль и перейти к партнерским отношения с детьми. Для многих это становится очень сложным испытанием. «Масла в огонь» подливают и собственные, не до конца пережитые проблемы сепарации, самостоятельности, принятия и самооценки. Поведение ребенка становится триггером, сигналом, который переносит взрослых в переживания своего детства. Поэтому очень часто обращение родителей к психологу по поводу подростка  заканчивается  их собственной индивидуальной терапией.  И это очень ценно! Это помогает достичь состояния внутренней удовлетворенности и определенной жизненной мудрости, которые так необходимы человеку на том возрастном этапе, в котором чаще всего находятся родители подростка. Соприкосновение  с подростковым кризисом у детей дает родителям возможность решить застарелые внутренние конфликты, на работу с которыми, возможно, не хватало времени и ресурсов раньше.

Кроме того,  растущая самостоятельность ребенка-подростка часто приводит к актуализации скрытых проблем во взаимоотношениях между родителями.  Во многих семьях совместная забота о детях становится основой взаимоотношений между партнерами, заменяя эмоциональную близость. Когда подросток вырастает и отдаляется от родителей, начинает выстраивать свой собственный жизненный сценарий,  отец и мать вынуждены начать «смотреть друг на друга». Основой их отношений должны снова стать партнерство и эмоциональная близость, понимание себя как пары. К сожалению, этого может не произойти и многие семьи на этом этапе распадаются. Тогда как, во многих случаях эта ситуация приводит к возрождению истинной эмоциональной близости, доверия и сексуальности между партнерами.

Итак, подростковый возраст является драматичным, сложным, требующим терпения и  мудрости, предусмотрительности и нервно-психической устойчивости. И в то же время он таит в себе множество возможностей для обретения новых ресурсов, сил и вдохновения для всех членов семьи.

Если вы хотите обратиться за психологической помощью по поводу подростковых проблем у детей, то наилучшим решением будет прийти всем вместе на консультацию к семейному психологу.

Наталья Фролова,

Психолог Санкт-Петербург

 

Обсуждение закрыто.

Copyright © . Центр психологической помощи в Санкт-Петербурге.