Вопрос:
Добрый день! Интересует один вопрос, ответа на который в интернете походу нет. Смоделируем ситуацию: Детям в садике дают тест на самооценку “Лесенка”, просят нарисовать ее и себя на ней. И один единственный ребенок из всей группы рисует на ней двоих, один на пьедестале, другой почти в самом низу. Ответ ребенка: “Я знаю, что я хорошая, но иногда бываю плохой. Что это значит? Почему ребенок себя просто не нарисовал посередине? Мария
Ответ:
Здравствуйте, Мария!
Если Ваш вопрос вызван тревогой по поводу нестандартного самовыражения ребёнка, то хочу Вас успокоить: это не раздвоение личности, а вполне здоровое оценивание себя и своего поведения.
Вероятно, этот ребёнок знает о самооценке больше остальных. Дело в том, что, действительно, самооценка – динамическое условное понятие. Восприятие себя в каждый момент времени зависит от разных условий. Большинство людей относятся к себе по-разному в зависимости от происходящего, переживая успех или неудачу, чувствуют себя на пьедестале или почти в самом низу. Слова девочки о том, что она знает себя как хорошую, говорят о базовой высокой самооценке. При этом она также даёт себе право быть и плохой. Это, бесспорно, поможет ей в жизни, в условиях, требующих ресурсов, уверенности в себе и адекватного реагирования в постоянно и быстро изменяющемся мире.