Записаться на консультацию

Истерики у маленьких детей

Истерики у ребенка

На приёме семья, приехали из другого города, мама и папа, младшему сыну 4,5 года. Дома все стоят на ушах, включая брата и бабушку . Истерики, вопли, драка с близкими. Спит по очереди со всеми членами семьи. Дерётся тоже. Страшно отдавать в детский сад, потому что «очень неадекватно себя ведёт»
Была всего одна 2-х часовая встреча.
Итог: купили кровать, пошёл в детский сад, мама вышла на работу, разработали систему правил, прекратились истерики и травматизация.

истерикиПроблема: ребенок не слушается, пытается ударить, отказывается учиться самостоятельно ходить на горшок, командует родителями, бабушкой и дедушкой, старшими братьями и сестрами, не ложится во время спать, после всего этого впадает и истерику и плачет, долго успокаиваясь.

Авторитеты и границы. Прежде всего хочется отметить, что чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в авторитете. В данный период времени ему требуется не друзья/родители, а защитники/родители ,которые выстроят вокруг него специальные правила, на которые можно ориентироваться, защиту. Дети в до 5ти лет слишком маленькие для позволения делать все, что им хочется. Действия всех воспитывающих взрослых желательно чтобы были скоординированы, все бабушки и дедушки должны понимать, что можно поощрять и что можно остановить. Найдите силы в себе придерживаться этой линии , иначе ребенок быстро потеряется в этом очень большом для него мире, будет чувствовать хаос, не знать как поступать, и в итоге выражать эмоции в виде истерики. Если взрослые будут выступать «единым фронтом», то ребенок будет более защищен (даже если иногда ему это кажется несправедливостью).

Взрослая часть. Вам необходимо найти «взрослую часть» в ребенке. Она есть в каждом малыше, и обращайте на нее как можно больше внимания. Особенно, это касается мальчиков, которых следует хвалить за конкретные поступки. Говорите ребенку «Я видела, что ты сегодня …(и далее, минимально, что на ваш взгляд он сделал удачно)». Вы наверняка уже вложили в ребенка много всего хорошего, поощряйте это в нем, поощряйте желаемое поведение.

Лишения. Нет ничего страшного, если имея постоянную линию поведения вы можете «наказывать» ребенка в виде лишений покупкой лишних игрушек или ситуативных удовольствий. Он должен видеть модели протеста, модели отказа. Научиться терпеть дискомфорт. По сути, когда вы ему запрещаете что-то – это вы выступаете как правила и нормы работают во взрослой жизни. И сначала правилами выступаете вы, а затем социум, учителя, воспитатели, сама жизнь. И потом он уже сам выйдет в автономность существования и будет способен принимать решения в ситуации, в которой временно его желания не возможно удовлетворить. Это поможет ребенку. При этом ВАЖНО давать ощущение возможности положительного завершения, и возможного осуществления желаемого для него варианта развития событий. Без ощущения безысходности.

Детский сад. Если ваш сын или дочь подвержены истерикам, при этом не приучены к горшку, могут подраться с другими детьми, то у вас обычно возникает вопрос, стоит ли его отводить в детский сад. В дополнение к этому, вы можете быть сильно привязаны к малышу и транслировать это малышу, тогда ваш ребенок точно сам не захочет идти в детский сад, начинает болеть на следующий же день, заливается слезами. В этом случае подготовьтесь к тому, что это будет бурно. Но, если Вы к этому готовы, то вы и малыш выдержите это. Ребенок будет протестовать потому, что дома ему будет лучше, чем в месте где куча детей, но, это для него важно и нужно. Пусть в садик сначала приводит менее заинтересованное (чем мама лицо): бабушка, папа, няня. Тогда это проходить легче. Второе, если родители транслируют для него, что это место очень хорошее, классное для него, то ребенок будет радостен и расслаблен. И происходит так, что у него нет выбора. Всё. Он ходит в сад. Он смиряется. А следующий шаг- хорошо адаптируется. Не вы адаптируете мир под ребёнка, что очень тяжело, а ребёнка под мир. Это ему очень поможет.
Можете напрямую рассказать работникам детского сада, что есть некоторые проблемы в воспитании малыша (горшок, драки и др): «Да, это есть, но мы работаем с этим», важно предупредить их заранее.

Физическая активность. Создайте ребенку возможность проявить себя физически. Водите в бассейн, бегайте с ним. Пусть ребенок играет с другими детьми в подвижные игры. С помощью неосознанного восприятия действий других детей, взрослых людей его поведение и, как следствие, характер выравниваются.

Каждый из возрастов у ребенка имеет свои особенности. Очень важно все делать своевременно (ставить границы, давать свободу выбора, поддерживать его стремления). Тогда ваши дети будут счастливы, самодостаточны и радостны!

Анна Лозинина, детский и семейный психолог

Обсуждение закрыто.

Copyright © . Центр психологической помощи в Санкт-Петербурге.