Вопрос:
Здравствуйте! Моей дочке 2 года 9 месяцев, она послушная девочка , но совершенно отказывается мне помогать! Только попросишь вещи отнести или в мусор выбросить, конструктор собрать, “нет, не буду” и все тут! Все перепробовала и игра “кто быстрее соберет”, и злилась и ругалась, и очень просила, и говорила что тоже не буду ей помогать, например нести что-то на прогулке, отвечает, а мне и не надо, а когда выходим гулять – мама помоги.
Я говорю, ты же мне не помогала, отвечает, теперь буду и так по кругу!!! Знаю, сами виноваты, делали все за неё, так быстрее легче проще….а теперь!!….есть она сама не хочет, хотя умеет, одеваться тоже, и помогать… надо же как то приучать её к порядку!!! Но как??? И ещё один вопрос, когда мы с ней ругаемся, она иногда может ударить по лицу (если очень зла), как реагировать, чтобы не развить в ней агрессию? По рукам не бью, по попе тоже, просто перехватываю её руку и держу…правильно ли это?? Ольга.
Ответ:
С одной стороны, ваша дочка уже достаточно большая и многое умеет, а с другой, она еще маленький ребенок, который знает, что мама помогает ей, а не она маме. Вам предстоит еще многому ее научить. Поэтому нужно запастись терпением, проявлять большое понимание, и быть последовательной в ваших действиях, если вы хотите, чтобы она с вами сотрудничала, а не просто подчинялась. То есть, чтобы ей хотелось, выслушав вашу просьбу, выполнить ее.
Для этого старайтесь действительно просить, а не приказывать, выражайтесь ясно и спокойно. Я не знаю, как именно вы ее обычно просите, но понятно, что это не работает. Избегайте оборотов «ты можешь …?». Вы – родитель, вы бы не просили ребенка о том, что она не может выполнить. Например, вместо «Ты можешь убрать конструктор? Очень тебя прошу!», говорите «Убери, пожалуйста, конструктор», вкладывая в эти слова уверенность, что у нее нет веской причины отказаться. Почаще используйте волшебное слово «давай», например, сначала скажите «Давай-ка приберемся здесь», приглашая вашу дочку к совместной деятельности.
Если она сопротивляется, позвольте ей это, пусть поспорит, выслушайте ее. Можно разрешить убрать конструктор позже, если она устала. Не манипулируйте с помощью чувств. Если вы скажете ребенку «Когда ты так себя ведешь, меня это ужасно злит!», то у нее будет 2 варианта: почувствовать себя плохой или не обращать внимание. Сами понимаете, что это не то, чего вы хотите.
Не прибегайте к шантажу, что если она не сделает что-то для вас, то и вы не сделаете для нее – таким образом, вы ставите ее с собой на равных, и теряете контроль над ситуацией. А она должна понимать, что родители главные, хотя у нее есть право на собственное мнение.
Вы можете придумать какие-то свои хитрости, чтобы побудить вашу дочь к сотрудничеству, например, пусть уборка превратится в очищение волшебной планеты, а сапожки станут сказочными кораблями, чтобы интереснее было одеваться. Вы сами поймете, что именно сработает, проявите фантазию.
Вы можете также применять систему поощрений за старания, например, «если ты сейчас сама оденешься, то вечером я расскажу тебе 2 сказки вместо одной» и так далее. Это действует гораздо лучше, чем наказание.
Кстати, не забывайте, что в этом возрасте дети часто начинают упрямиться и отказываются делать самые простые вещи только потому, что их об этом просит определенный человек. Иногда просьбы других членов семьи дети выполняют охотнее. Немного позже это пройдет, запаситесь терпением.
Как вы понимаете, лучше с ребенком не ругаться, но когда она из злости начинает бить вас, вы реагируете правильно, если, останавливая ее руку, говорите ей «Я вижу, ты очень разозлилась, потому что я … Но бить людей нельзя, потому что это больно». Дайте ей понять, что вы знаете о ее чувствах, иногда одно только это успокаивает ребенка. Потом можете с ней поговорить о том, что когда она так злится, то может бить подушку или мягкое кресло, может бить плюшевого мишку, надо только разобраться, не больно ли ему. Старайтесь не акцентировать внимание на плохом поведении, лучше почаще хвалите за хорошее.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.