Темперамент и непослушание ребенка

Часто вопросы родителей касаются темы непослушания. Само по себе сопротивление вашей воле полезно для ребенка, с помощью сопротивления у него формируются способность отстаивать свои интересы, сила воли. Грамотно поощряя сопротивление, вы помогаете ребенку понять собственные чувства, желания, потребности.

Любому ребенку необходимо понимание, структура, ритм и направление. Некоторым детям важнее что-то одно или два. Так что, для хорошего взаимопонимания с вашим ребенком, лучше учитывать именно его потребности в зависимости от темперамента.

Темперамент и потребности чувствительных детей

Чувствительным детям больше, чем другим, необходимо понимание. Они делятся чувствами и жалуются на все свои проблемы. Когда вы сочувствуете ребенку, признаете его печали или обиды, он легко отпускает сопротивление. И напротив, уговоры, что не так уж все плохо, или попытки его развеселить только прибавляют ему проблем, он будет считать, что никому нет до него дела и винить себя.

Выслушав ребенка, просто дайте ему время, чтобы поправить настроение, и потом не акцентируйте на этом внимание, давая ему понять, что испытывать негативные чувства — нормально. Можно также поделиться с ребенком некоторыми своими переживаниями, не ради утешения, а чтобы ребенок знал, что не только у него бывают неприятности — так вы удовлетворите одну из его важных потребностей.

Часто таким детям нужны особые условия и больше времени на то, чтобы познакомиться и подружиться с новыми людьми. Потом они проявляют особенную верность в дружбе и очень болезненно переживают предательство. Им важно научиться прощать и забывать. Если родители относятся к ребенку с большим вниманием, когда он капризничает, и стараются войти в его положение, то у него начинает развиваться способность к прощению.

Когда такой ребенок получает то, что ему требуется, развиваются его сильные качества. Эти дети очень вдумчивы, глубоко восприимчивы, оригинальны, они обладают творческим потенциалом и даром общения.

Темперамент и потребности активного ребенка

Активные дети хотят делать все по-своему, лидировать и добиваться результатов. Им важно знать план действий, правила игры, и кто главный. Так что они лучше всего сотрудничают, когда вы обеспечиваете им подготовку, план и структуру.

Без определенной структуры они становятся бесконтрольными и невосприимчивыми к родительскому авторитету. Или, действуя бездумно, могут попасть в неприятности. «Сначала ты оденешься, потом мы пойдем на качели, каждый катается 5 минут, а потом на горку». Если ребенок сопротивляется, можно согласиться с его предложением, и принять новое решение, так как активного ребенка воодушевляет, если признается, что он прав.

При любой возможности ставьте его главным и возлагайте на него ответственность, давая четкие указания, что нужно делать. Ребенку важно, чтобы он чувствовал, что без него не обойтись, и что он занят делом.
Долгие беседы с воспитательными целями не приносят результатов и воспринимаются как наказание.

Лучше всего самим начать действовать. Например, ребенок не хочет убираться в комнате. Отметьте, чем он занят, и начинайте уборку «Я вижу, тебе не хочется делать уборку, давай начнем вот отсюда. Смотри, как это делается». Даже если ребенок почти ничего не сделал, обязательно похвалите его и оцените его старания — неплохо мы поработали! — ему понравится принадлежать к успешной команде.

Если деятельность активного ребенка хорошо структурирована, постепенно он учится терпению и умению откладывать удовлетворение своих желаний, становится намного отзывчивее и понимает чувства других людей.

Темперамент и потребности «реактивного» ребенка

Реактивные дети стремятся увидеть, услышать, почувствовать все, что предлагает мир, у них широкие интересы, они очень легко на все отвлекаются, поэтому им нужно, чтобы их направляли к определенному виду деятельности. Эти дети очень жизнерадостны, ветрены и нетерпеливы. Жизнь — приключение. Симпатизируют людям, легко заводят друзей, не таят злобы, редко обижаются, часто бывают сговорчивы. Они обожают новые впечатления и перемены, но сопротивляются необходимости на чем-то сосредоточиться. Нередко бывают рассеянны, забывчивы и ненадежны, им трудно следить за порядком — не будут заниматься этим, если не помогать.

Часто закатывают истерики в ответ на просьбу сделать что-то рутинное, например, надеть носки. Когда ребенок сопротивляется, то нужно просто перенаправить его к новой возможности. Тогда в нем просыпается та его сторона, которая готова к сотрудничеству. Например, можно отвлекать его, рассказывая истории с обилием образов, форм и красок «Ой, посмотри, какое дерево… я вспомнила историю, как гуляла по лесной тропинке, небо было такое голубое, облака пушистые… давай-ка наденем носочки».

Лучше не спрашивать у ребенка, что он хочет, что он думает, что ему нужно или даже как себя чувствует, а направлять, предлагать варианты. Если такой ребенок получит соответствующую поддержку, то станет ответственным, целеустремленным, уверенным в себе человеком.

Темперамент и потребности восприимчивого ребенка

Восприимчивые дети хотят знать, чего ожидать от будущего. Новые ситуации вызывают у них сопротивление. Им требуется предсказуемость, режим и ритм. Таким детям на все нужно больше времени, но они делают все как следует, и доводят до конца. Повторение дает им чувство безопасности, не прерывайте их. Они не склонны скандалить, сопротивляются молча, стараются избегать проблем и неудобств, боятся разочаровать родителей и вызвать неодобрение.

Вновь и вновь сообщайте им, что все идет по плану. Такому ребенку нужно постоянно проговаривать – сначала это, потом то, иначе он вообще ничего не станет делать. Им не свойственны целеустремленность, творческие порывы и инициатива, они наблюдатели, наслаждаются комфортом.

Они не испытывают потребность быть первым или даже вообще в чем-то участвовать. Нередко наблюдают за играми сверстников со стороны, долго не пытаясь принять участие. Часто им уделяется мало внимания, т.к. они очень спокойны, покладисты и нетребовательны. Перед таким ребенком нужно ставить задачи, иначе он может вообще не приобрести никаких интересов. Режим, ритуал и ритм — необходимая основа, чтобы решиться на что-то новое.

Практические семейные ритуалы, такие как обед в одно и то же время, общение и игры с мамой и папой, подготовка ко сну, и ритуалы любви, повторяющиеся регулярно, чтобы ребенок чувствовал, что это специально для него, создают чувство уверенности в завтрашнем дне, и дают сильное чувство безопасности на всю жизнь. Если задать жизни восприимчивого ребенка устойчивый ритм, в нем развивается организованность, уверенность и умение достигать целей.

Виктория Здорнова.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Copyright © . Центр психологической помощи в Санкт-Петербурге.