Как развивать в ребенке самостоятельность, умение принимать решения, независимость от мнения родителей?
Самостоятельность является одной из важнейших особенностей, определяющей зрелость и устойчивость в жизни. Самостоятельное принятие решений, независимая позиция от мнений других и общепринятых клише,способность мыслить широко и быть гибким – это важные характеристики личности в современном быстро меняющемся мире. Окружающая среда требует от человека особого, индивидуального стиля мышления, поведения и способов оценки собственных возможностей в преодолении трудностей. И всё это начинается в детстве, с малого.
Развитие в ребенке самостоятельности связано с ответственностью.
Сначала родители несут за ребёнка ответственность, особенно в раннем детстве, когда сознание и логика мышления не сформированы, а поведение основывается на инстинктивной (биологической) природе. Чем меньше ребёнок, тем он менее самостоятельный и на нем меньше ответственности. Так, мы можем договариваться с 5-летним мальчиком и просить его выполнить ответственное задание вместе с ним. Однако степень внимания и контроля к его поведению будет гораздо выше. Возрастная неусидчивость, мгновенное переключение на другие объекты, игровая деятельность и пр. – не позволят дать ему пространство для самостоятельности. Такое пространство становится более доступным в первые годы посещения младшей школы. Начинаются домашние задания, родители говорят уже на «другом языке», доверяют небольшие просьбы, поощряют их выполнение. Этот этап очень важен и говорит о том, что ребёнок начинает осознавать свои маленькие цели и достигать их. С взрослением количество целей растёт вместе с ответственностью. Родители ослабляют воспитательный контроль, что дает возможность ребёнку самому формулировать и выбирать цели, принимать решения по их достижению.
Но бывает и так, что затянувшийся родительский контроль ставит ребёнка в прямую зависимость от мнений своих близких. Происходит слияние / подмена собственных ценностей и убеждений детей. И нам известны такие случаи. Ребёнок как бы говорит словами родителей, а своего мнения нет. Решения и достижения целей становятся сложными или в меньшей степени принадлежащими самому ребёнку.
Поэтому, если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок стал самостоятельным и имел собственную точку зрения, главное – вовремя дайте ему эту возможность и уверенность в том, что он делает, а не контролируйте каждый его выбор.
Для развития и укрепления самостоятельности и принятия решений у детей рекомендую соблюдать следующие условия:
1. Создание гармоничной среды для самостоятельности (личное пространство ребёнка, где он может определять, формулировать свои цели и совершать шаги по достижению). Таким пространством в детской жизни может быть личная комната, шкаф с вещами, игрушками, книгами, предметами по интересам и т.д.
2. Личный пример и присоединение. Если Вы делаете нечто такое, что заинтересовывает ребёнка, попросите присоединиться его к Вам и сделайте это совместно, доверяя ему такую часть, за которую может взять ответственность и полностью завершить. Не забудьте похвалить и подчеркнуть успешность выполненного объема.
3. Дать ребёнку необходимое для выполнения время. Не стоит торопить ребёнка к принятию решения или к скорейшему завершению самостоятельной деятельности. Это лишь усилит его контролируемость и зависимость от вас, что ограничит его в своем собственном выборе. Терпение родителей в этом очень пригодится.
4. Право на ошибочный опыт или «не осуждать». Помните, что осуждение в ситуации неуспеха очень снижает уверенность и самооценку. Слова, произнесенные устами родителя, являются ключевыми в поддержке детей. Поэтому, как только Вы наблюдаете ситуацию неуспеха, давайте оценку именно ситуации и проведите совместный анализ ошибки, а не «недостатков» ребёнка.
5. Право на собственный выбор. Оставляйте место для повседневных детских выборов и прислушивайтесь к ним. Самостоятельный выбор простых решений – отличное упражнение для развития уверенности и волевого потенциала. Это может быть выбор продуктов питания, одежды в гардероб, канцелярских принадлежностей, игрушек, гаджетов и т.д.
Связаны ли такие способности с характером ребенка, или это исключительно развиваемые навыки?
– Характер – понятие адаптивное, не такое стойкое, в отличие от человеческого темперамента. Черты характера изменчивы в зависимости от внутренних нейрофизиологических и внешних средовых факторов-событий. И далеко не всегда нам ясно, какое жизненное событие отдельно взятого человека, в какой момент может повлиять на развитие маленькой личности, активность и развитие навыков самостоятельности. Болезнь или развод родителей, напряжённые отношения с педагогом или обида, причиненная хулиганами.
Ребёнок, как и все другие, подвержен перестройке личностных качеств. И, безусловно, всё, что мы можем назвать самостоятельностью в принятии решений, в какой-то момент жизни может уйти или достигнуть пика развития. Очень важно обращать внимание на ранние задатки, которые могут стать ресурсом для развития самостоятельности, а также на обстоятельства, способствующие её подавлению. Для семьи очень важным является создание таких условий, в которых бы самостоятельность ребёнка даже не при самых (как они могут считать) негативных жизненных опытах, находила положительный родительский отклик, что все с ним в порядке и все будет хорошо. И этот отклик влияет на детскую самооценку и укрепление характера. В будущем это может принести гораздо больше пользы, чем негативная оценка или дефицит детско-родительского общения. Так что связь с характером самая что ни на есть прямая.
На что ещё стоит обратить внимание, если говорить об улучшении самостоятельности ребёнка и помощи в её развитии?
В последние годы чаще специалисты говорят о «жизнестойкости» (гибкости; умении реагировать нестандартно на стандартные ситуации). Жизнестойкость прямым образом влияет на способности успешной реализации себя и достижение целей. Поэтому очень важно уделить внимание именно этим характеристикам молодой психики. Чем младше ребёнок, тем более просто начать с ним развивать гибкость реакций. Это может быть в виде викторины, конкурса, квеста, командной игры, тренинга, решении задач с условиями подвижности и противоположного взгляда. Это может быть просмотр развивающих программ, путешествия, обсуждения на самые разнообразные темы. Диапазон помощи широк. Можно просто прийти к психологу или погрузиться в новое увлекательное. Остаётся лишь самое важное – делать и с любовью наблюдать за своим ребёнком.
Удачи Вам в этом!
Анна Лозинина, детский психолог