Профориентация
Как выбрать профессию и учесть все ошибки?
«Труд выступает как средство индивидуального преуспевания, источник неограниченного самоудовлетворения и самосовершенствования».
Это высказывание Макса Вебера мне, как психологу, занимающемуся много лет профориентацией, очень близко. Ко мне приходят разные люди: подростки, пытающиеся найти свое призвание, мужчины и женщины, сгоревшие на работе, тревожные пенсионеры, находящиеся в ожидании прекращения профессиональной деятельности. И первое, что мы делаем, это работаем с устаревшей установкой, что работа – это долг и она не может приносить и удовольствие, и деньги одновременно. Ведь на работе мы проводим большую часть нашей жизни!
Какие ошибки важно учесть при профессиональном самоопределении?
- Исключение хотя бы одного параметра ХОЧУ-МОГУ-НАДО.
ХОЧУ – сфера интересов подростка. Когда человеку интересно, он погружается в область и готов заниматься делом, даже не замечая, что он устал и хочет кушать.
МОГУ – набор врожденных и приобретенных способностей. Каждой профессии соответствует свой такой набор. К примеру, скорость реакции необходима работникам МЧС, переговорщикам, хирургам, тогда как бухгалтерам и программистам она не столь актуальна.
НАДО – потребность рынка. Существуют рейтинги востребованных специальностей, более того со временем появляются совершенно новые направления, например, продвижение в социальных сетях.
- Выбор профессии «за компанию».
— Вова, кем ты хочешь стать, когда вырастешь? — Полицейским.
— А ты, Дима? — Гангстером.
Тогда мы снова сможем играть вместе.
В подростковом возрасте дружба играет чуть ли не самую важную роль, бывает даже настолько, что возникает иллюзия тотальной схожести интересов.
- Перенос отношения к конкретному человеку на профессию.
Нелюбовь к конкретному человеку может перебить интерес к изучению той сферы деятельности, в которой он работает.
- Недостаточная осознанность необходимости разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).
Когда нам нужно купить бытовую технику домой, мы перелапачивам весь интернет в поисках лучшего варианта. А когда касается выбора профессии или работы мы почему-то не так усердны.
- Увлечение внешней стороной профессии.
На уроке зашел разговор о будущих профессиях. Катенька сказала, что она хочет стать стюардессой.
— А ты знаешь, чем должна заниматься стюардесса? — спросила ее учительница.
— Стюардесса подает пассажирам еду и напитки, — ответила Катенька, — а когда им плохо, она выводит их на свежий воздух…
Возможно уважаемый Читатель продолжит список ошибок и предостережений, главное — понимать, что ответственность за выбор профессии – лежит на самом выбирающем.
Я желаю абитуриентам подойти к процессу профессионального самоопределения как к выбору путешествия: рассмотреть возможные варианты, прислушаться к себе, своим желаниям, возможностям и отправиться в полет. Ведь нет ничего лучше, чем находиться в атмосфере своего любимого занятия, общаться с людьми по интересам и при этом еще и зарабатывать!
А если трудно разобраться в себе самостоятельно, то всегда можно обратиться за консультацией к психологам-профориентаторам, пройти тесты по профориентации или посетить соответствующий тренинг.
Автор: Ксения Борисова, психолог, специалист по профориентации и карьерному росту. Соавтор тренинга по профориентации для подростков.