Подростковый кризис – как выжить?

«Сделайте с ним что-нибудь, повлияйте, мои силы кончились!» – такое нередко слышат стены кабинетов детских психологов от измученных извергами пубертатного возраста несчастных родителей.
За спиной мамы меня испепеляет колючим взглядом густо-накрашенных «смоки-айс» та самая, невозможная, допекающая, назло-всем-убью-себя-об-стену, девчушка.
Рассаживаются. По разным углам. Такие похожие девочки, с разницей в 25 лет. Улеглись на разные ручки кресла два левых запястья, мою удачную шутку неожиданно встретили две легких и открытых одинаковых улыбки, ноги причудливо танцевали во время волнительных моментов сессии у обеих.
Время выпустить пар… Конфликт. Ценностей, интересов. Борьба за власть, за время и пространство личной жизни. Конкуренция. Вот основные темы нашей встречи. В кабинете трещат стены, жарко. «С чем пришли? Чего хочется?» Маме – много. Дочери – ничего. Открылись шлюзы, и слезы потоком. Долго же они шли ко мне.
Включаюсь как посредник. Переходим от «ты» к «я» и «мы». Диалог, в котором обе остаются услышаны. Не так много, но есть на что опираться. Есть! Перехожу к осознанности. Делаем выводы. Теперь задача – строить новые мосты в новом государстве. А иногда – особенно реставрировать разрушенные старые.
Это маленькая зарисовка о моей работе с парой «родитель-подросток».

А что делать родителям?
Можно ждать, когда «само пройдет»… и не дождаться.
1. Уважать необходимость подростка в «психологическом» ОТДЕЛЕНИИ от вас. Этот «острый» период ему просто необходим, чтобы стать автономной личностью.
2. Заботиться о себе – очень важно понимать, что вы ДОСТАТОЧНО ХОРОШИЙ родитель. Без ошибок воспитание не возможно, а чувство вины мешает видеть реальность.
3. Защищать свои ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ. У вас разные территории, и вы на равных имеете право на существование интимной жизни, отдыха и автономии.
4. Давать возможность подростку САМОМУ ДЕЛАТЬ ВЫБОР. Учитывая и его возможные ошибки, и ваше раздражение от последствий его выбора. Увеличив его зону свободы, вы сохраните доверительные и дружеские отношения. В ином случае он все равно увеличит эту зону сам.
5. Неспешно ПЕРЕДАВАТЬ КОНТРОЛЬ и ответственность за все большие сферы действий. Оптимальный результат – необходимость вмешиваться по вашей инициативе в его жизнь, только если что-то угрожает здоровью или жизни.
6. Организовать подростку ХОРОШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ. В этом возрасте основная референтная группа – это его сверстники и значимые взрослые, то есть те, с кем сепарация не нужна, от них нет потребности отделяться. Действуя напрямую, вы рискуете быть принятым «в штыки». То же самое, сказанное другими авторитетными фигурами, приобретает особое значение и принимается.
Удачи Вам и Вашему подростку на этапе вхождения во взрослый мир!

Психолог СпбАнна Лозинина

Обсуждение закрыто.

Copyright ©
Warning: Use of undefined constant Y - assumed 'Y' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/vitaarsru/domains/vita-ars.ru/public_html/wp-content/themes/political_fixed/footer.php on line 36
. Центр психологической помощи в Санкт-Петербурге.