О наказании детей

Немногие из родителей способны ясно рассказать о системе наказаний, применяемой к ребенку в их семье. Они говорят, что прибегают к наказаниям вынужденно, «потому что ничего уже не помогает», а это значит, что у родителей просто нет в запасе других средств, чтобы справиться с непослушанием ребенка. При этом наказания часто оказываются неработающими, заставляют тяжело переживать самих родителей, используются «на автомате», безотчетно, как средство последней надежды. Именно в этом случайном характере наказаний «под настроение», а также непоследовательности родителей и кроются главные причины неудач воспитания – наказания ничему не учат ребенка, они для него непредсказуемы, а также он может специально использовать непослушание как способ привлечь к себе внимание.

Как эффективное средство воспитания, наказание – это не исправление поведения ребенка усилиями родителей. Если наказание применяется правильно, оно создает условия для внутренней работы самого ребенка. Тогда он сам сможет контролировать соблюдение правил поведения, а родителям останется лишь руководить процессом.  Как применять наказание правильно — попробуем разобраться.

Хорошая, работающая система наказаний и поощрений не требует повышения голоса, угрожающих интонаций, она действенна сама по себе, и начинается с определения правил. Правила должны быть четко сформулированы и понятны, чтобы их проще было объяснить ребенку. И правила должны быть едины и для взрослых и для детей, тогда ребенку легче принять их и им следовать.

Важно, чтобы малыш заранее знал, какие его поступки повлекут за собой те или иные наказания. Недопустимы запугивания вроде «придет полицейский и заберет тебя» или «отдам тебя в детдом», наказание должно служить во благо, а не во вред психике ребенка. Также необходимо исключить угрозы лишения ребенка любви и поддержки родителей — «не будем тебя любить», «папа к тебе не приедет» — воспитание не должно противоречить родительской любви. Наказания должны создавать неудобства для самого ребенка, а не для его родителей – в этом залог успеха. Таким образом, эффективным наказанием может служить лишение ребенка чего-то им желаемого, как например, мультфильмов, игр, аттракционов в выходные. В момент совершения поступка следует напомнить ребенку о наказании, с тем, чтобы он мог выбирать, повторить  ему «плохой» поступок и понести наказание или остановиться.

Если однажды что-то было строго запрещено ребенку, разрешать это в другой раз уже нельзя, необходимо придерживаться принципа последовательности. Так же нужно следовать и обещаниям, тогда, на доверии, договариваться с ребенком в дальнейшем будет все проще. И после любого наказания, позволившего родителям обозначить для ребенка границы дозволенного, самое время подарить ему частичку внимания и любви.

И, наконец, полезно заняться и выстраиванием системы поощрений, то есть, своеобразным премированием желаемого поведения ребенка. В фокусе внимания родителей находятся «хорошие» поступки ребенка, за которые он и получает как похвалу, так и различные награды, не обязательно вещественные (игрушки, угощения). Очень важно для ребенка реализовать свои желания, например, выбрать развлечение для всей семьи, немного сдвинуть режим отхода ко сну, увеличить время на игры. Поощрения работают намного лучше наказаний, и когда «плохие» поступки остаются проигнорированными, постепенно само отсутствие внимания родителей становится наказанием для ребенка, стимулируя его старания к «хорошему» поведению. Это высший пилотаж в искусстве воспитания.

Виктория Здорнова, детский психолог

Детский психолог Спб

Обсуждение закрыто.

Copyright © . Центр психологической помощи в Санкт-Петербурге.