Очень часто родители в растерянности обращаются к специалистам: «Я не знаю, что делать! Как мне воспитывать своего ребёнка?» Сталкиваясь с непослушанием, они часто выходят из себя, шлёпают ребёнка (иногда и прилюдно), повышают голос. Посмотрев со стороны, может показаться, что в этой ситуации ничем нельзя помочь, но, к счастью, это не так. Исправить можно всё, но при том условии, что родители начнут правильно воспитывать… себя.
Рассмотрим сначала стандартную модель поведения в семье. Практически любой родитель устанавливает для ребёнка поведенческие границы. Таким образом, конфликт между «хочу» и «нельзя» становится неизбежен. Обе стороны тратят моральные силы на то, чтобы добиться друг от друга желаемого. Но чем больше родитель настаивает на своём, тем большее сопротивление он встречает. А разве захочется идти навстречу, если постоянно слышишь: «Прибери на столе», «Фу, какие у тебя грязные руки, иди помой их», «Покорми кота», «Ты опять не сделал уроки?» Львиная доля родителей общается с детьми именно таким образом.
Давайте составим перечень «неправильных» приёмов, используемых родителями при общении с детьми. Родители
- Обвиняют: «Ты опять не сказал мне, что получил двойку. Ты лгун»
- Осуждают: «Нормальные дети такую музыку не слушают»
- Сравнивают: «Наташа уже заканчивает художественную школу, а ты только ерундой всякой занимаешься»
- Угрожают: «Если ты не придёшь домой к 22 часам, я на порог тебя не пущу»
- Обзывают: «Неряха, идиот»
- Командуют: «Чтобы через 5 минут в шкафу был порядок»
- Читают морали: «Если будешь так чавкать за столом, другие девочки будут над тобой смеяться»
- Запугивают: «Будь аккуратнее, а то упадёшь, надень шапку, а то заболеешь» (даже если на улице тепло)
- Шантажируют: «Ты так меня скоро в гроб загонишь», «У меня из-за тебя сердце разболелось»
- Издеваются: «И что это ты накрасилась, как матрёшка, на свиданку, что ли, пошла»?
- Пророчат неудачи: «Я тебя предупреждаю, вот увидишь, ничего не получится»
И разве можно надеяться, что при таких посылах ребёнок вырастет в здорового, уверенного, спокойного и счастливого человека.
Так как же донести до маленького человека то, что вы считаете правильным?
Есть способ! Это – позитивное взаимодействие. Если вы уже используете такие приёмы, пусть и неосознанно – это очень хорошо.
Приведем примеры:
- Описать ошибку:
«Как сильно хлопает форточка, стекло может вылететь» вместо: «Опять ты не закрыл окно, ты что, не видишь, какой на улице ветер»
Или ещё один пример неправильного посыла: «Кошка просит есть, ты не убираешь за ней и не кормишь, я отдам её в приют»
А правильно было бы описать ситуацию: «Смотри, кошка мяукает – наверное, её пора покормить»
Неправильно: «Мне надоело каждый раз выключать за тобой телевизор, сколько раз тебя можно просить не оставлять его включенным»
Правильно (описать): «Телевизор опять работает впустую»
Детям сравнительно легко дается понимание того, что нужно всего лишь устранить нежелательное событие. А вот выудить то, что хотят от них родители, из потока ругани и обвинений для них намного сложнее.
- Проинформировать о последствиях:
Вместо: «Кто ел колбасу и не убрал в холодильник?»
Информируем: «Ребята, колбаса испортится, если вовремя её не убрать»
Вместо: «Что за гадость у тебя на столе? Почему всё в крошках и фантиках, как будто у нас свинарник»
Информируем: «Стол нужно протирать, а фантики выбрасывать в ведро, иначе комната выглядит неопрятно»
- Изъясняться короче:
Вместо: «Сколько раз повторять, переодевайся после прогулки, твоя куртка вся в песке»!
Скажите: «Аня, сними грязную куртку»
Обязательно попробуйте общаться с помощью этих приёмов. Да, это непросто. Но если со временем вы начнёте срываться всё реже, результат не заставит себя долго ждать. Удачи!