Гипноз в детской психологии

ГДЕ И ДЛЯ ЧЕГО ИСПОЛЬЗУЮТ ГИПНОЗ И ГИПНОТЕРАПИЮ
С ДЕТЬМИ

(СТАТЬЯ ДЛЯ ВРАЧЕЙ, ПСИХОЛОГОВ, ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ)

Гипноз является методом, позволяющим улучшить показатели личностной эффективности. Вопрос применения гипноза в работе с детьми лишь с недавнего времени стал актуальным. Поэтому мы на сегодняшний день мы можем встретить мало информации и дефицит знаний как среди родителей и ближайшего взрослого окружения, так и специалистов, занятых в сфере образования.

Из собственного практического опыта мы обозначим области применения гипноза и гипнотерапии для детей разного возраста.

Где и для чего используют гипноз в работе с детьми?

  1. Воспитание и взаимодействие в семейной системе. У каждого ребёнка есть родители или лица, которые занимаются его воспитанием. Семья как система оказывает постоянное влияние на жизнь детей, их чувства и поведение, которое является следствием личностных внутрисемейных отношений. В случаях, когда в детско-родительских отношениях или в отношениях между родителями участились конфликты и непонимание,
    семейная терапияна помощь приходит гипноз и семейная гипнотерапия. Очень часто обращаются родители, которые просят «исправить ребёнка» и при этом не понимают, зачем им самим нужна гипнотерапия. Важно объяснить, что то, что происходит с ребёнком – следствие внутрисемейных трудностей, которые необходимо корректировать. Состояние гипноза ускоряет проработку дискомфорта. Любая помощь ребёнку, связанная с воспитанием и семьёй, всегда начинается с родителей. Гипноз позволяет исследовать и ошибки в общении и воспитании, а также выйти на первопричину рассогласованности семейной системы и скорректировать её.
  2. Сфера обучения и образования. Дошкольное и школьное образование требуют от детей усвоения огромного количества вербальных и невербальных знаний, навыков, умений различного уровня. Во многих случаях это превращается в погоню за успеваемостью, и частая ошибка – нацеленность на оценки и / или их количество. Гипноз в этих и подобных случаях используют для переключения внимания учащегося с внешних номинальных целей на внутренние ресурсы самооценки и самоценности. Повышая уверенность в себе, в свои силы и возможности, ребёнок начинает получать удовольствие от процесса обучения и достигаемых результатов, и естественным образом увеличивает свои показатели успеваемости.
  3. Медицинские услуги и заболевания. Частая причина применения клинического гипноза для детей – проработка и снижение страхов перед врачами и процедурами (например, на стоматологическом приеме) и, конечно же, обезболивание. Отдельный сегмент работы – сопровождение детей при разных заболеваниях с оценкой их личностного отношения к болезни и субъективного отношения к лечению. Ребёнок запечатлевает полученный негативный психологический опыт, связанный с медицинскими процедурами или узнаёт о мифах или негативном опыте от других людей. Клинический гипноз позволяет понять источник страха или тревожности и выразить чувство, мешающее оказанию медицинских услуг. Обезболивание с помощью гипноза применяется при инъекциях, стоматологических процедурах, хирургических и аппаратных операциях. Главной задачей гипноанестезии детей является переключение фокуса внимания, сознания (с использованием игры, визуальных, аудиальных и кинестетических дополнений) с места болевой чувствительности.
  4. Публичные выступления, экзамены и социальная активность. Выступление перед большим числом людей не может не вызывать волнения. Ребёнок, взрослея, сталкивается с таким повышенным волнением в детском саду, школе, а затем на университетских экзаменах. Дальше – взрослая жизнь. И выходит так, что о нём не позаботились и не обучили справляться со страхом и тревожными мыслями перед речью на публике. Мало кого из нас в раннем детстве обучали готовиться ко дню и месту выступления. На практике во многих случаях речь идёт уже о последствиях – вегетативных изменениях, заикании и т.д. Гипноз используется в комплексе с тренингом по ораторскому мастерству с целью мобилизации уверенности до и в процессе выступления. Доведение до автоматизма навыков публичной речи позволяет детям и подросткам в дальнейшем чувствовать себя уверенно во всех ситуациях самопрезентации.
  5. Творческие способности и спорт. Хобби и увлечения не остаются в стороне от возможностей применения гипноза и гипнотерапии. Абсолютно любые командные психолог спортспортивные достижения основаны на особом ведении тренерского общения с игроками. Детские спортивные команды – не исключение, поскольку всегда есть возможность укрепить веру в силы, эмоционально-волевые качества ребёнка и мотивировать на дальнейшее движение вперёд. Гипноз применяется специалистом как для релаксации, снятия избыточной тревоги, так для веры в собственные и / или командные возможности. Другие виды личных занятий (рисование, программирование, музыка, танцы и многое другое) могут подкрепляться навыками самогипноза для развития творческих способностей. Это открывает дорогу для обогащения детского воображения и сознания, для создания, воплощения и реализации новых идей.
  6. Профориентация. Одной из главных целей использования гипноза в педагогике – профориентация. Очень много детей выбирают дело своей жизни и будущую профессию, исходя из чужого мнения или случайных ситуативных выборов. Практика детского гипнотерапевта состоит в том, чтобы использовать особое состояние гипноза для исследования различных сторон личности, особенностей, профессиональных возможностей и интересов подростка, в котором он способен принять конструктивное решение о том, чем ему заниматься дальше в жизни. Прислушиваясь к себе, минуя рациональные доводы и мнения других людей. Эти практики основаны на поиске предназначения, ощущение которого особенно важно для учеников школ, переходящих во взрослую жизнь. Как правило, подобные упражнения включают практику самогипноза и гипнотерапии и комбинируются с предварительной психодиагностикой и стимулирующими выбор мотивационными факторами (например, знакомство с опытом других людей, достигших успеха в своём деле и т.д.).

В своей практике мы убедились, что гипноз – действенный, универсальный и творческий метод помощи, в том числе и для детей. Специалисты нашего центра рекомендуют детскую гипнотерапию в самых разнообразных случаях. Приходите и убедитесь в этом сами!

Анна Лозинина, детский психолог Спб

 

Обсуждение закрыто.

Copyright © . Центр психологической помощи в Санкт-Петербурге.