Эссе детского психолога-тренера

Тренинги для детей

Испания. Группа 7 лет (имена поменяла, кто-то был не все дни, но общий список такой): Даниил, Слава, Том, Бен, Майкл, Антон, Давид, Тимофей, Эстель, Кристина и Марта. Мужская такая группа.
Второй день трехчасовиков трех групп разного возраста подряд. Еще с утра усталость после ежедневного марафона почти без перерыва длиной в неделю…

Динамика, уже перезнакомились, первый раз был динамичным и подвижным, даже успела провести эстафеты. Второй день я запланировала начать с квест-игры-ходилки-приключения, но большое помещение заняли айкидошники и я усаживаю детей за парты, чтобы провести нейропсихологическую диагностику (внимание, память, мышление, зрительно-моторная координация и пр.). Бен, англоговорящий и русскопонимающий мальчишка, садится с Давидом и эта парочка активно шумит и динамит мои инструкции, рисуя кровавую битву героев майнкрафта.

детский психологТо, что они стоят на ушах у всех испанских тичеров, я узнала уже потом, и заодно про кеды, которые оказались на столе бедного доброго испанца, который не выстроил с этими мальчишками границы. Эстель требует персонального внимания и желает сидеть со мной рядом, транслируя, что парней она опасается и интересуется ими одновременно. Кристина с интересом и вниманием слушает меня и меняет карандаши на яркие пастельные мелки, погружаясь в атмосферу творчества с головой.

Я уже понимаю, что хочу на океан, а не проводить никакую диагностику, но мое сопротивление ни разу не помощник, с детьми важно быть гибким. Реальность не соответствует ожиданиям, и нужно срочно менять формат. В этот момент мама впихивает взъерошенного Артура. Он плюхается на стул рядом с Кристиной, но пересаживается. «Я зол, я ужасно зол, моя злость размером с планету». Кристина с интересом оборачивается. Артур: «Лучше со мной никому не общаться и не сидеть, меня злит, когда на меня смотрят, отвернись сейчас же».

Пока я прикидываю варианты действий, а мальчуган краснеет и все громче пыхтит, стреляя молниями глаз, Катя, моя удивительная Катя, организатор, помощница, садится рядом с ним: «Нарисуй свою злость.» Он берет карандаш и царапает с силой по листу, потом еще и еще один, и все, что вместились в обе его руки, рисует ими хаотично по бумаге. Потребность в выражении чувств захватывает мальчишек, я даю им эту возможность. Идет в ход бумага, карандашная гуашь восхитительна, она оставляет замечательные яркие следы, пластилин. Артур рвет бумагу, потом лепит гнездо дракона. Я вся в мыле, поскольку спонтанный катарсис не входил в мои планы, но лишить их такой возможности не могла. Задумываюсь о степени порядка и хаоса и принимаю все, что происходит. Это мне тут надо программу и мои ожидания реализовать, а они живут, просто живут в психотерапевтическом пространстве. Катя умничка, просто умничка.

Следующий день мы начинаем с привычного круга. Артур снова опаздывает, садится , сияя, на стул и сияет весь день, в контакте с собой и другими, говорит о том, что радостно бежал сюда, что ему здесь очень-очень нравится. Я провожу в этот день в конце золотой стул, он щедр на теплые слова детям, в конце дарим подарки, он делает для Кристины (сидя с ней за одним столом) их целых три или четыре, мы едва успеваем приносить конверты.

Я думаю о том, как важна для нас потребность быть собой, разным, как нужно место и пространство для творчества и проявления силы, для выражения разных чувств, для принятия.
Люблю свою работу.

Анна Лозинина,

занятия детского психолога

Обсуждение закрыто.

Copyright © . Центр психологической помощи в Санкт-Петербурге.