Первый раз в первый класс… и садик!

Первый в жизни ребёнка день в детском саду и школе — момент невероятно трогательный, запоминающийся и…бесконечно волнительный — как для малыша, так и для его родителей.

О том, как подготовить ребёнка к самой первой встрече с садиком и школой, «Смешарики» поговорили с Анной Лозининой — членом Австрийской Ассоциации детских и юношеских психотерапевтов, тренером, детским и семейным психологом.

Как подготовить малыша к самому первому в жизни дню в детском садике и школе?

Первый день в детском саду… Признайтесь себе честно, кому страшнее — малышу или Вам? Ваша тревога и страхи, вне сомнения, сразу же передаются ребёнку. Итак, если Вы все же выбрали подходящий садик, познакомились с воспитателями и заведующей, и назад дороги нет, то спешу Вас поздравить с первой социализацией любимого чада и новым этапом в его развитии. Впереди — сложная, но такая интересная и удивительная жизнь, воспоминания о которой остаются почти у каждого!

Бытует мнение, что первый день в детском садике с ребёнком лучше находиться и его маме. Но в этом случае Вы не отменяете расставание, а просто откладываете его. Кроме того, другие дети могут страдать от того, что их мамы нет рядом, и Вы станете живым напоминанием им об этом.

Постарайтесь сделать всё для того, чтобы первое впечатление ребёнка от садика было приятным: придите заранее, выберите вместе с ним его шкафчик и кровать. Особое внимание — деталям: одежда должна быть удобной, обувь легко сниматься/надеваться. И еще: всем детям очень нравятся карманы!

Чем больше ребенок от Вас узнает заранее, тем больше уверенности приобретет. Ясно и доходчиво рассказывайте о том, какой режим будет в саду, что будет происходить в начале дня, в середине и в конце, к кому и зачем обращаться за помощью и с вопросами. Пугает неизвестность, но если ребенок будет понимать, что всё идет в соответствии со знакомым ему планом, ему станет чуть легче и радостнее жить.

Воспитателю лучше также заранее сообщить о характере и привычках именно Вашего ребёнка. Какие игрушки и сказочные/мультипликационные герои ему нравятся, как Вы его обычно успокаиваете, что он любит, а что — нет. Часть игрушек или книжек можно дать с собой в детский сад. Это поможет малышу частично ощутить домашнюю обстановку и сделает пребывание в новом месте более приятным.

Придумайте ритуал прощания — это может быть что-то особенное и своё (я, например, «складывала» в кармашек сыну и дочери поцелуи). Вечером, конечно же, обнимите своего дорогого человечка. Дайте ему возможность ощутить себя увиденным, услышанным, особенным, любимым.

Перед родителями первоклассника стоит схожая, но одновременно и несколько иная задача. Всё вышеизложенное относится и к ним.

Период перехода в школьный режим связан с увеличением психоэмоциональной нагрузки, в целом, напряжением высшей нервной деятельности — мобилизацией внимания, и, в особенности, увеличением статической нагрузки, т.е. долгим пребыванием в относительно неподвижном положении тела. Первоклашке приходится осваивать не только новые социальные роли — «ученик», «сосед по парте», «одноклассник», определять своё место в жизни класса, устанавливать отношения, демонстрировать навыки общения, но и учиться доводить начатое до конца. На смену игре приходит учеба.

Как подготовить его к первому дню? Во-первых, это на редкость удачный повод для создания семейной традиции — какого-то простого и важного ритуала, объединяющего всю семью. Это не обязательно должно быть что-то масштабное, дорогое и трудоёмкое, но вполне простое и житейское — погулять в парке и поесть мороженого, покормить уток, запустить воздушного змея, съесть дыню, выбрать и купить всем смешные носки. Что-то близкое Вам, особенностям именно Вашей семьи. То, что может стать связующей ниточкой и быть началом каждого года на протяжении 10 лет школы. То, в чем будет доля Вашего тепла и заботы. Это то, что обязательно приятно для всех, и в этом Ваши отношения точно укрепляются.

Во-вторых, лучше не уводить ребенка домой сразу после школы, а дать ему возможность пообщаться, поиграть с одноклассниками после уроков, а Вам — побыть с их родителями, увидеть, почувствовать эмоциональную атмосферу, возможно, обсудить будущие экскурсии или совместное празднование Дней Рождения.

И, конечно, помнить о том, что три самых первостепенных и главных задачи родителя, отправляющего ребенка в начальную школу, заключаются в следующем:

1) научить его учиться: выполнять самостоятельно задания, побуждать к самостоятельной интеллектуальной активности, обеспечивая лишь поддержку, быть наблюдающим и внимательным помощником и только в случае, если Ваш сын или дочь самостоятельно просят о помощи.

2) научить его дружить: строить отношения, искать компромисс, общие интересы, сотрудничать с другими детьми, справляться с отказами и уметь отказывать.

3) помочь обрести уверенность в себе и своих силах. Иными словами, самооценка ребёнка должна быть достаточно высокой, чтобы успешно выдерживать неудачи и кризисы.

А Ваша роль в этом проста — вовремя поддержать и создать благоприятные условия для развития.

«Не хочу идти в школу!» — что ответить на категорическое «нет» от школьника?

Для начала — разобраться в причинах. «Нет» бывают разные. Что стоит за этим «нет» Вашего ребенка? Узнайте — чего он хочет, какая на самом деле потребность стоит за этим протестом. Причинами могут быть: усталость, желание привлечь внимание, потребность быть услышанным, конкуренция или борьба за власть, или, к примеру, манипулятивное поведение по отношению ко взрослым с целью получить какую-то выгоду, а может быть, и старый конфликт с одноклассниками и пр. Разобравшись в причинах, найдите решение. Оно может оказаться очень простым.

Важно помнить, что Вы — родитель, и у Вас всё равно есть власть. Не быть авторитарно-жестким, но иметь спокойную и ясную власть в отношении нежелания ребёнка учиться (в случае, если Вы уверены в том, что ребёнку на пользу обучение в школе). Далеко не последнюю роль играет семья. Ведь всё, что говорится в семье о школе, влияет на формирование внутреннего отношения ребенка к ней. Здесь самое время рассказать ребёнку честно о Вашем школьном опыте (чувствах, мыслях, воспоминаниях) и о его ценности в Вашей жизни. Если Вам что-то не нравится в школе или учителях, не говорите об этом при ребёнке — это неэтично и может сформировать у него негативное представление. Ребёнок почувствует и сыграет на Ваших эмоциях, чтобы остаться дома.

Ваша задача — выдерживать негативные чувства ребёнка: злость, раздражение, обиду или гнев. Не наказывая, понимая и принимая, выстраивать границы. Так, со временем Ваши извне введённые правила станут его собственными внутренними, и это хорошо поможет школьнику в адаптации.

Ребенок плохо ест в садике, а все попытки воспитателей заставить его, вызывают слёзы. Как быть родителям в данной ситуации?

Принуждение, как проявление насилия, в любом случае вызовет либо слёзы, либо агрессивное поведение. Попробуйте заставить взрослого съесть то, что ему не нравится. Получится?

В данном случае, по отношению к ребёнку важно проявлять уважение и чуткость. «Насилие едой» в раннем детстве чревато сложными нарушениями пищевого поведения в более старшем возрасте. Такие взрослые, например, с трудом могут распознавать чувство голода и насыщения, и недостаточно хорошо слышат потребности организма, теряют возможность контролировать процесс принятия пищи и получать от него удовольствие.

На месте родителя, я бы сообщила воспитателям, что заставлять маленького человека есть против его воли недопустимо, с Вашей точки зрения. И, таким образом, защитила бы малыша от возможных проблем в будущем.

При этом, стоит всё же разобраться, что стоит за плохим аппетитом. Это могут быть трудности, связанные с адаптацией, особенно, если дома ребёнок ест хорошо, не избирательно и здоровую еду. Если же отказ от еды в семье — способ манипуляции взрослыми, то важно искать и находить баланс между потребностями ребёнка и Вашими ожиданиями. Обратите внимание, как организован дома процесс принятия пищи, сколько ребёнок проводит времени за столом, что любит. Сделайте это время приятным. И тогда в садике адаптация к новому режиму и питанию также будет проходить легче.

Как сохранить позитивный настрой малыша и помочь ему адаптироваться к садику и школе после длительных летних каникул?

Радоваться вместе с ним каждому прожитому дню, отмечать реальные успехи и маленькие достижения, сравнивать ребёнка только с ним самим, а занимаясь, всегда заканчивать обучение на достигнутом положительном результате.

Удачи Вам и Вашим детям!

 Анна Лозинина для журнала «Смешарики родителям».

Детский психолог Спб

Обсуждение закрыто.

Copyright © . Центр психологической помощи в Санкт-Петербурге.